Понедельник, 20.08.2018, 01:45

Школа с. Новое Чаплино

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Погода
Наш опрос
Знаете ли Вы, что первый класс учится по новому стандарту ФГОС?
Всего ответов: 25
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 6 » 85-летие со дня рождения Рытхэу.
Просмотров: 135 | Добавил: aima | Рейтинг: 0.0/0
Поделиться с друзьями ссылкой:
10:16
85-летие со дня рождения Рытхэу.

 

8 марта 1930 г. - родился первый чукотский профессиональный писатель Юрий Сергеевич Рытхэу, и в этом году идет праздничные мероприятия, посвященные 85-летию со дня его рождения.

 

Информация

о проведённых мероприятиях, посвящённых 85-летию со дня рождения

Юрия Сергеевича Рытхэу

С 3 марта по 6 марта в школе проходили мероприятия в рамке Единого Урока литературы, посвящённого 85-летию со дня рождения Юрия Сергеевича Рытхэу – первого чукотского профессионального писателя.

План мероприятий:

Дата,

время

Класс

урок

предмет

тема

Ответственные

03.03.15г.

11:45-12:25

8

5

литература

«85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу- первого чукотского писателя».

«Время таяния снегов».

Пиврана Т.П.

03.03.15г.

12:30-13:10

9

6

литература

«85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу- первого чукотского писателя».

«Время таяния снегов».

Пиврана Т.П.

03.03.15г.

16:00

4

-

мероприятие, беседа

«85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу- первого чукотского писателя».

«Время таяния снегов».

Пиврана Т.П.

04.03.15г.

10:00-10:40

8

3

литература

Ю.С. Рытхэу. «Сон в начале тумана». «Иней на пороге». «Прямо в глаза».

Пиврана Т.П.

04.03.15г.

11:45-12:25

9

5

литература

Ю.С. Рытхэу. «Прямо в глаза». «Современные легенды»: «Последний великий сказочник».

Пиврана Т.П.

04.03.15г.

12:30-13:10

6

6

литература

Ю.С. Рытхэу. «Современные легенды»: «Лунный пёс».

Пиврана Т.П.,

Селякина Таня

04.03.15г.

16:00

2-3

-

литературное чтение, беседа

Ю.С. Рытхэу. «Повелитель ветров».

Пиврана Т.П.

05.03.15г.

5-6

6

чукотский язык

«85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу- первого чукотского писателя».

«Время таяния снегов».

Пиврана Т.П.,

Тельпине Вероника

06.03.15г.

11:45-12:25

7

5

литература

«85 лет со дня рождения Ю.С. Рытхэу- первого чукотского писателя».

«Время таяния снегов».

Пиврана Т.П.

В ходе мероприятий демонстрировались презентация «Юрий Сергеевич Рытхэу. «Удивительный Каним». О русском языке», книжная выставка, публицистические и детские материалы (газетные статьи, альбом, реферат, стенгазета).

Урок литературы по произведению Ю.С.Рытхэу «Время таяния снегов» в 4, 8, 9 классах – 20 учащихся.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством первого чукотского профессионального писателя Ю.С. Рытхэу. Автобиографическая повесть «Время таяния снегов».

Теория литературы: трилогия.

Обзор повести «Прямо в глаза» Ю.С. Рытхэу в 8, 9 классах – 12 учащихся.

Цель урока: место действия – Провиденский район. Образ Инки – бригадира оленеводческой бригады - потомственного оленного человека. Образ Василия Ивановича Нанок. Проблемы профессиональной ориентации молодого поколения. Образ в повести будущего зоотехника Петра Купкы.

Методы: слово учителя: краткое содержание повести; экзаменационное сочинение ученицы 11 класса Самординой Светланы  по произведениям Ю.С. Рытхэу «Прямо в глаза», Айвангу (своего прадедушки) «Уназик».

Викторина по произведениям Ю.С.Рытхэу в 6, 8, 9 классах – 22 учащихся.

Урок литературы  по произведению Ю.С. Рытхэу. «Современные легенды»: «Последний великий сказочник». Краткий обзор романа «Конец вечной мерзлоты».

8, 9 классы – 12 учащихся.

Цель: 1) знакомство с содержанием «Последний великий сказочник»; 2) сопоставление Нонно и  Кивагми; 3) краткий обзор содержания произведений. «Конец вечной мерзлоты» - эпическое историко-революционное произведение, художественный документ, воскрешающий события героического прошлого. Реальная историческая основа романа. Роль эпиграфов к главам и эпилогу. Архивные материалы. Образ вечной мерзлоты. Короткая героическая жизнь Первого ревкома Чукотки. Широкая панорама быта местного населения. Красота северной природы.

Методы: слово учителя, краткий пересказ содержания, беседа.

Урок литературы  по произведению Ю.С. Рытхэу. «Современные легенды»:

«Лунный пес» в 6 классе – 10 учащихся.

Цель: знакомство с содержанием легенды «Лунный пёс», обретение Лунным псом особых свойств: слышать и воспринимать голоса различных животных, попеременно растворяться среди них, принимая облик зверя, рыбы, птицы, насекомых. «Слышать эти голоса природы – особый дар, и Рытхэу воспитывает в читателе эту редкостную чуткость к миру фауны и флоры» (Е.С. Роговер).

Теория литературы: легенда, олицетворение.

Методы: вступительное слово учителя, пересказ содержания легенды «Лунный пёс» ученицей 6кл. Селякиной Т., беседа, чтение эпизодов.

Урок литературы  по произведениям, обзор Ю.С. Рытхэу «Сон в начале тумана». «Иней на пороге» в 8 классе – 6 учащихся.

Цель урока: Сопоставление: «Джон Макленнан у чукчей» и «Орво у белых людей». Роль бабушки Келены в жизни Макленнана. Легенда о Белой женщине. Судьба Токо. Словарная работа: кымгыт, «невидимая земля», ярар, чоттагын и др. Джон Макленнан и представители новой власти.

Теория литературы: дилогия.

Словарная работа: кэркэр – меховой женский комбинезон; чоттагин – холодная часть яранги; полог, рэлкун – огороженная часть яранги шкурами, где спят люди; камлейка, вытычгын – матерчатый балахон, надеваемый поверх меховой одежды; «Невидимая земля» - остров Врангеля; ярар – бубен, обтянутый кожей моржового желудка; кымгыт (тухтак) – рулет из моржового мяса с кожей (обычно осенью заготавливают на зиму, хранят в мясных ямах (на чукот.яз. – упэқэмйит; на эским.яз. – сиқлюўақ).

Методы: вступительное слово учителя: краткая передача содержания романа; чтение текста: 1 и 2 глав.

6 глава – бабушка Келены. Беседа: 1) Какие чувства вызывает образ Келены у читателя, Джона Макленнана? 2) Сопоставьте её внешний «отпугивающий» вид и её мастерство в своём «шаманском» деле. 3) Какие мастерицы поселились в душу, тело, руки Келены? 4) Как вы объясните появление такой мастерицы в бескрайней снежной тундре, вдали от учебных и лечебных заведений или безграмотной чукотской женщины?

Внеклассное мероприятие. Литературное чтение  по произведению Ю.С. Рытхэу «Повелитель ветров» в 2(3) класс – 11 учащихся.

Цель: знакомство с произведением для дошкольного возраста; особенности одежды чукчей.

Словарная работа: а) лексическое значение слова Йоо – пурга; б) синонимы: йоо, пурга, циклон, ветер; вельбот, лодка, каяк; иръын, кухлянка, малахай.

Методы: вступительное слово учителя, чтение, беседа.

Урок родного (чукотского) языка по произведению Ю.С. Рытхэу «Время таяния снегов». (Текст на чукотском и русском языках). 5 -6 класс -7 учащихся.

Цель: краткое знакомство с содержанием повести «Время таяния снегов». Ю.С. Рытхэу. Роль бабушки Гивыне и дяди Кмоля в жизни Ринтына - главного героя.

Методы: слово учителя: краткое содержание повести, чтение эпизодов, беседа, чтение материалов к беседе о трилогии «Время таяния снегов» ученицей 6 класса Тельпине В.

Словарная работа: чоттагин – холодная часть яранги; камлейка, вытычгын – матерчатый балахон, надеваемый поверх меховой одежды; «Невидимая земля» - остров Врангеля; ярар – бубен, обтянутый кожей моржового желудка; кымгыт (тухтак) – рулет из моржового мяса с кожей (обычно осенью заготавливают на зиму, хранят в мясных ямах (на чукот.яз. – упэқэмйит; на эским.яз. – сиқлюўақ).

Демонстрировались фотографии о книжной выставке 2008г. районной поселковой библиотеки п. Провидения.

Использованные формы

организации и проведения мероприятий

 

Количество обучающихся.

Урок литературы по произведению Ю.С.Рытхэу

«Время таяния снегов».

8 класс – 6 учащихся

9 – класс -6 учащихся

4 класс -8 учащихся

Цель: знакомство с жизнью и творчеством первого чукотского профессионального писателя Ю.С. Рытхэу. Автобиографическая повесть «Время таяния снегов».

Теория литературы: трилогия.

Обзор повести «Прямо в глаза» Ю.С. Рытхэу.

8 класс – 6 учащихся

9 – класс -6 учащихся

Цель урока: место действия – Провиденский район. Образ Инки – бригадира оленеводческой бригады - потомственного оленного человека. Образ Василия Ивановича Нанок. Проблемы профессиональной ориентации молодого поколения. Образ в повести будущего зоотехника Петра Купкы.

Методы: слово учителя: краткое содержание повести; экзаменационное сочинение ученицы 11 класса Самординой Светланы  по произведениям Ю.С. Рытхэу «Прямо в глаза», Айвангу (своего прадедушки) «Уназик».

Викторина по произведениям Ю.С.Рытхэу.

8 класс – 6 учащихся

9 класс -6 учащихся

6  класс 10 учащихся

 

Урок литературы  по произведению Ю.С. Рытхэу. «Современные легенды»: «Последний великий сказочник».

Краткий обзор романа «Конец вечной мерзлоты».

9 класс – 6 учащихся

8 класс – 6 учащихся

Цель: 1) знакомство с содержанием «Последний великий сказочник»; 2) сопоставление Нонно и  Кивагми; 3) краткий обзор содержания произведений. «Конец вечной мерзлоты» - эпическое историко-революционное произведение, художественный документ, воскрешающий события героического прошлого. Реальная историческая основа романа. Роль эпиграфов к главам и эпилогу. Архивные материалы. Образ вечной мерзлоты. Короткая героическая жизнь Первого ревкома Чукотки. Широкая панорама быта местного населения. Красота северной природы.

Методы: слово учителя, краткий пересказ содержания, беседа.

Урок литературы  по произведению Ю.С. Рытхэу. «Современные легенды»:

«Лунный пес»

  1. класс 10 учащихся

Цель: знакомство с содержанием легенды «Лунный пёс», обретение Лунным псом особых свойств: слышать и воспринимать голоса различных животных, попеременно растворяться среди них, принимая облик зверя, рыбы, птицы, насекомых. «Слышать эти голоса природы – особый дар, и Рытхэу воспитывает в читателе эту редкостную чуткость к миру фауны и флоры» (Е.С. Роговер).

Теория литературы: легенда, олицетворение.

Методы: вступительное слово учителя, пересказ содержания ученицей 6кл. Селякиной Т., беседа, чтение эпизодов.

Урок литературы  по произведениям,обзор Ю.С. Рытхэу

«Сон в начале тумана». «Иней на пороге».

8 класс – 6 учащихся

Цель урока: Сопоставление: «Джон Макленнан у чукчей» и «Орво у белых людей». Роль бабушки Келены в жизни Макленнана. Легенда о Белой женщине. Судьба Токо. Словарная работа: кымгыт, «невидимая земля», ярар, чоттагын и др. Джон Макленнан и представители новой власти.

Теория литературы: дилогия.

Словарная работа: кэркэр – меховой женский комбинезон; чоттагин – холодная часть яранги; полог, рэлкун – огороженная часть яранги шкурами, где спят люди; камлейка, вытычгын – матерчатый балахон, надеваемый поверх меховой одежды; «Невидимая земля» - остров Врангеля; ярар – бубен, обтянутый кожей моржового желудка; кымгыт (тухтак) – рулет из моржового мяса с кожей (обычно осенью заготавливают на зиму, хранят в мясных ямах (на чукот.яз. – упэқэмйит; на эским.яз. – сиқлюўақ).

Методы: вступительное слово учителя: краткая передача содержания романа; чтение текста: 1 и 2 глав.

6 глава – бабушка Келены. Беседа: 1) Какие чувства вызывает образ Келены у читателя, Джона Макленнана? 2) Сопоставьте её внешний «отпугивающий» вид и её мастерство в своём «шаманском» деле. 3) Какие мастерицы поселились в душу, тело, руки Келены? 4) Как вы объясните появление такой мастерицы в бескрайней снежной тундре, вдали от учебных и лечебных заведений или безграмотной чукотской женщины?

Литературное чтение  по произведению Ю.С. Рытхэу

 «Повелитель ветров».

2(3) класс – 11 учащихся

Цель: знакомство с произведением для дошкольного возраста; особенности одежды чукчей

Словарная работа: а) лексическое значение слова Йоо – пурга; б) синонимы: йоо, пурга, циклон, ветер; вельбот, лодка, каяк; иръын, кухлянка, малахай.

Методы: вступительное слово учителя, чтение, беседа.

Урок родного (чукотского) языка по произведению Ю.С. Рытхэу

«Время таяния снегов». (Текст на чукотском и русском языках).

 

5 -6 класс -7 учащихся.

Цель: краткое знакомство с содержанием повести «Время таяния снегов». Ю.С. Рытхэу. Роль бабушки Гивыне и дяди Кмоля в жизни Ринтына - главного героя.

Методы: слово учителя: краткое содержание повести, чтение эпизодов, беседа.

Словарная работа: чоттагин – холодная часть яранги; камлейка, вытычгын – матерчатый балахон, надеваемый поверх меховой одежды; «Невидимая земля» - остров Врангеля; ярар – бубен, обтянутый кожей моржового желудка; кымгыт (тухтак) – рулет из моржового мяса с кожей (обычно осенью заготавливают на зиму, хранят в мясных ямах (на чукот.яз. – упэқэмйит; на эским.яз. – сиқлюўақ).

  

  

  

Автор материала: Пиврана Т.П.

Фото автора.

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Свернуть чат
Развернуть чат
Нужна регистрация
0